Филателистический
музей и библиотека
 





 

 

Дега. Семейство Беллелли

Дега. Семейство Беллелли

Цена: 130.00 руб.
Описание: да

Название: Дега. Семейство Беллелли
 
ISBN: 5-93572-248-8
 
Автор: А.Г. Костеневич
 
Издательство: Славения
 
Год издания: 2006 г.
 
Серия: Шедевры музеев мира в Эрмитаже
 
Язык:  
Формат: 165х210
 
Переплет:  
Страниц: 15 стр.
 
Иллюстраций: цв.
 

По всем параметрам мастерства «Семейство Беллелли» (1858—1867, холст, масло? 200х250 см) выдерживает сравнение с самыми прославленными портретами былых времен. А вот с контекстом собственной эпохи совмещается труднее. В то время как в ранних вещах Моне, Писсарро, Ренуара, Сислея уже угадывались пути в импрессионизм, «Семейство...» молодого Дега, также будущего вождя направления, ничего подобного не предвещало. Следует ли отсюда, что его первый шедевр знаменовал какое-то эволюционное запаздывание, упрек, обидный для всякого, кто причастен если не к авангарду, то к поискам нового? Это как посмотреть. От импрессионистской эстетики картина, действительно, столь далека, что должна бы показаться несвоевременной. I/I темой, и построением она слишком связана с прошлым, с богатейшей четырехсотлетней традицией европейской фигурной живописи. Однако невозможно свести такую работу лишь к повторению уроков, воспринятых от старых мастеров. Странным образом этот, казалось бы, традиционный портрет семейства органично соединяет настоящее не только с прошлым, но и с будущим. Правда, не ближайшим. Но тем результативнее действует эта связь на оси времен. В картине угадываются философские и формотворческие прозрения, уходящие не к импрессионизму, а к более поздним, — от Сера и Хаммерсхоя до раннего Мондриана — временам. В стандартном по замыслу групповом портрете буржуазного семейства явлена та альтернатива, которой живописец, если бы хотел, мог держаться и дальше, ничуть не беспокоясь об импрессионистических новациях, поскольку золотая жила этой альтернативы еще отнюдь не истощилась. Чем же выделяется «Семейство Беллелли» в живописи 1860-х годов? Прежде всего, безукоризненным рисунком, спокойной гармонией цвета и вдумчивой лепкой формы, но, кроме того, и математически выверенной соотнесенностью деталей. Структурная формула композиции проста и действенна. Ее эффективность укреплена связками внутреннего каркаса, идеально пригнанными и нисколько не маскируемыми. Скрепами, в первую очередь, служат различные прямоугольники, ненавязчиво, но властно управляющие общим построением, так что близкий к золотому сечению формат находит множественные повторы в самых разнообразных подробностях картины. Столик в центре холста замечаешь не сразу, а заметить его стоит не потому только, что написано красиво, но и потому еще, что он повторяет форматные пропорции картины, причем окаймленные бронзой панели ящиков и стоек вносят добавочную энергию в прямоугольную ритмику. А взять ключевую деталь композиции, небольшой портрет на стене, в котором с наибольшей настойчивостью заявлен шаг «выкройки», модуль уставного геометрического каркаса: от листа бумаги с абрисом головы через паспарту до внешнего контура рамы с подчеркнуто продольным профилем — целых восемь размерных перепадов все того же формата. Еще пример — голубая стена, тоже, кажется, обрамленная и играющая роль особого поля для основы картины — группы матери с дочерьми. Нельзя пропустить и такие подробности, как выход в соседнюю комнату слева и камин справа. На камине часы, над ним зеркало, в зеркале же — отражение еще двух рам. Всюду разветвленная, не знающая устали геометрия, но без какой-либо нарочитости. Непреложная структура, ничего общего не имеющая с будущими импрессионистскими мимолетностями. «Семейство Беллелли» — заглавие не авторское. У самого художника, назвавшего картину «Семейным портретом», по-видимому, нашлись причины избегать уточнений. Так и вышло, что видевшие портрет при жизни мастера (а была лишь одна-единственная выставка), ничего не знали о том, кто там изображен. На персонажей тогда, в сущности, никто и внимания не обратил.